Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу.
Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Исследования ученых позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. Начало обучению грамоте детей 5-6 лет является более эффективным, чем детей 6-7 лет.
Но так как федеральная программа не рассчитана на непосредственное обучение детей чтению в детском саду, а особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили потребность в организации программы дополнительного образования по обучению грамоте.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс дополнительного образования.